Евгений Мравинский
Юрий Темирканов
Марис Янсонс
 

Дирижер - профессия необъяснимая

 

4 июня 1998 года исполнилось 95 лет со дня рождения дирижера Евгения Мравинского. Один из величайших дирижеров 20 века, 50 лет проработал с одним коллективом - Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Он создал этот оркестр в 1938 году и руководил им вплоть до своей кончины в 1988  г. Вырос Мравинский в типичной питерской интеллигентной семье. В шесть лет впервые попал в Мариинский театр на спектакль "Спящая красавица" А в одиннадцать - услышал Ершова в роли Зигфрида в постановке Коутса. Вагнер стал частью жизни будущего дирижера. Пришел он в эту профессию не сразу. Помимо музыки и театра он увлекался биологией - учился в Петербургском Университете, долго работал пианистом в хореографическом училище, начал сочинять музыку и поступил в Петербургскую консерваторию как композитор в 1924 году. Учился в классе профессора Александра Гаука

Светланов о Мравинском :

Нас учил Гаук, наш профессор, "наш папашка", как говорил Евгений Мравинский - самый выдающийся его  ученик. "Наш папашка" говорил, что все можно без слов показать руками, дирижерским жестом, и всего добиться без разговоров. разговоры за пультом не нужны: чем меньше слов, тем лучше для музыки. Причем говорить надо даже не о музыке, а о чем-то совсем другом. Надо заметить, что бывая на репетициях Мравинского, я поражался скупости его высказываний и при этом точности воспроизведения оркестром его замыслов. Это был человек удивительной скромности, вечно недовольный собой. Когда он был на вершине славы, на вершине какого-то удивительного музыкального совершенства -  в душе гениального художника уже зарождалось что-то неспокойное. То есть такая вечная не успокоенность, вечные поиски совершенства, которому нет предела, идеал, который недостижим, но пути к нему есть у таких художников как Мравинский. Это и называется словом - гений.

В 1988 году оркестр Мравинского возглавил Юрий Темирканов - дирижер от Бога - так его называют. Его музыкальная одаренность проявилась рано - в 13 лет из города Нальчика, где он жил, Юрия отправили в Санкт-Петербургскую музыкальную школу для одаренных детей. В консерватории он учился у знаменитого дирижера, профессора Ильи Мусина.

Юрий Темирканов:

За  30 лет я имел счастье руководить тремя Санкт-Петербургскими коллективами. первый - симфонический оркестр филармонии, так называемый второй оркестр. 10 лет, которые я провел с этим оркестром дали мне очень много. Я постепенно стал понимать, зачем дирижер вообще выходит на сцену. Второй период - это 13 летния работа в качестве главного дирижера Мариинского театра. И сейчас я во главе Первого оркестра Санкт-Петербургской филармонии - оркестра Евгения Мравинского. Дирижирование - это одна из самых лучших профессий, с моей точки зрения. Но как и любая другая профессия, она требует профессиональных способностей, ярких дарований. Дирижерская работа хитрая и увлекательная. Она необычна. Всегда надо размышлять, почему композитор поставил, скажем, акцент на этой ноте, почему такая драматургия музыкального произведения. Другая, немаловажная часть дирижерской деятельности требует организаторских способностей. нельзя быть главным дирижером и не думать о людях, о музыкантах твоего оркестра. А в общем, если говорить о работе дирижера, она поглощает тебя всего и время ни на что больше не остается.

В 1969 году  Евгений Мравинский пригласил на стажировку в свой оркестр Мариса Янсонса. С Первым Оркестром  Санкт-Петербургской филармонии состоялся дебют будущего замечательного дирижера нашего времени. На протяжении почти 20 лет руководит Симфоническим оркестром Осло. Марис Янсонс занимался музыкой с детства. Его отец - Арвид Янсонс -  бвл известным дирижером, работал в Латвийском оперном театре, руководил вторым оркестром Санкт-Петербургской филармонии. Дирижированию же Марис Янсонс учился 21 год.

Марис Янсонс:

Вначале безусловно моим кумиром был мой отец. Личность же Евгения Мравинского меня просто потрясла. Это была сильнейшая личность, магнетический дирижер. Когда он появлялся, все оркестранты цепенели, хотя он ничего не говорил. Мне посчастливилось также стажироваться у Герберта фон Караяна. Такие встречи незабываемы. Даже сейчас профессиональная наблюдательность позволяет мне учиться у многих других дирижеров и музыкантов, с которыми я встречаюсь по всему миру. Я думаю в этой профессии всему можно   научиться. Можно научится технике дирижирования, то есть так называемой мануальной технике. Можно даже научиться технике репетирования с оркестром. Это тоже большое искусство. Можно быть образованным музыкантом, иметь широкие музыковедческие взгляды. И все-таки все это не главное. Главное - зажечь музыкантов оркестра, объединить их в процессе музыцирования. И вот этому то научится  невозможно. Если у человека нет этого дара, от него не исходит энергия, флюиды, если он не может подчинить музыкантов любыми средствами: глазами, руками - это не дирижер.  И все же дирижирование - это загадочная профессия, необъяснимая профессия.

1997- 1998


следующая страница
первая страница