Дмитрий Хворостовский

Мы меняемся вместе с музыкой

 

В честь 80 летия  Георгия Свиридова в Москве и Санкт-Петербурге прошел фестиваль музыки этого замечательного русского композитора. Вокальные сочинения  представлял блистательный певец Дмитрий Хворостовский. Два творца совершенно двух разных эпох - всемирно признанному баритону в год 80 летия Георгия Васильевича исполнилось 33  как бы соединились для нас в одно неразделенное целое. Именно Дмитрию Хворостовскому Свиридов посвятил вокальный цикл "Петербург" на стихи А. Блока, именно Хворостовским была блистательно исполнена поэма "Отчалившая Русь" на стихи С.Есенина

А как собственно произошла Ваша встреча с Георгием Васильевичем, с его произведениями?

Сколько себя помню, как у меня начал открываться серьезный голос, я пел романс Свиридова "Роняет лес багряный свой убор" на стихи Пушкина. Почему - не знаю. В принципе мне это до сих пор не удается хорошо делать. А с самим Георгием Васильевичем я познакомился недавно. Знаю, что он был на моем первом в Москве концерте. Но лично познакомились лишь года полтора назад. Я бываю у него в гостях, знаком с его женой. Наше общение происходит как то вне работы. По видимому, Георгий Васильевич не хочет вмешиваться в мой творческий процесс, хотя с другими исполнителями работает очень плотно. После первого концерта, где я исполнил "Отчалившую Русь" еще по нотам, он как бы благословил меня, сказав - что ни делаешь, все хорошо, продолжай дальше. Я этим очень горжусь.

А оставило о нем самое сильное впечатление?

Не оставило, а оставляет  каждый раз, когда встречаюсь с ним - поражаюсь его ярчайшему, пронзительному  уму. И, несмотря на весь его громадный жизненный опыт как человека, как музыканта - он остается предельно простым, как его музыка. Его музыка - особенно цикл "Петербург" - звучит  необычно просто,  кристально чисто. Это характеризует и самого Георгия Васильевича. Его простота, простота в общении, его искренность, его честность - вот что привлекает. У Свиридова   великолепный талант рассказчика, причем он обладает феноменальной памятью, вспоминая мельчайшие детали о людях, с которыми встречался 30-40-50 лет назад.

Что для Вас "Отчалившая Русь", какой романс для Вас центральный?

Это непредсказуемо. Этот цикл менялся вместе с нами. Возможно завтрашнее исполнение "Отчалившей Руси" будет несколько иное. Центральный романс, видимо, последний - апофеоз. Это и прощание, и отчаяние и надежда. "Отчалившая Русь"  для меня некий символ моей Родины, моей отчаянной, отчалившей, уходящей из моего поля любви, из моего поля понимания, но моей Родины, которую я люблю и  понимаю по-своему. Вдалеке от России чувства обостряются - чувства настольгии, чувства любви, привязанности к людям ли, человеку ли - к Родине в этом смысле слова. Это очень близкая для меня музыка и исполнение меняется вместе со мной, так же как  мы меняемся вместе с музыкой.

А почему на Западе такой успех? Такой неожиданный?

Это не неожиданный успех, а вполне ожидаемый. И благо, что это случилось. Я считаю, что произведения Свиридова, его вокальная музыка, гениальные хоровые творения обречены на успех. Этот композитор классичен. В наше время слишком много мелководного. А его имя, его музыка должна произвести бурю, что и происходит на каждом из наших концертов. И это не просто вокальный цикл - в нем есть некое театральное действо. Мы с самого начала пытались сделать не простой концерт, а именно театр.

Скажите, а как представляются на английском тексты? Ведь можно себе представить, что для англичан Есенин!

У нас есть очень хороший построчный перевод, не стихотворный, не поэтический, но мы не устаем восхищаться этим переводом, сделанным человеком в общем - то достаточно юным. Это англичанка, но по духу - она наш человек.

С каким чувством Вы возвращаетесь на Родину сейчас? Ведь многое изменилось...

Выхожу из Шереметьево-2 с чувством томительного ожидания. Я  чувствую себя как зверь в клетке, когда дверь не открывается, а я хочу вырваться за эту дверь, чтобы шагнуть на землю... А потом уже родные запахи, люди, лица. Не сбивает никогда любимая сумрачность, невежливость. Но все равно как-то все это радует. В общем стараешься философски ко всему этому относиться.

А когда Вы долго не приезжаете, меняется что-то в Ваших ощущениях?

Меняется, но нам, музыкантам, знаете ли, свойственно все идеализировать, все вроде в каких-то розовых тонах возникает... Поэтому когда приезжаешь, то  немного так  бум по голове, а потом вроде бы опять хорошо.

Какой из чужих городов Вам ближе всего, куда хочется возвращаться?

Возвращаюсь как домой в Лондон. Очень люблю Нью-Йорк, он чем - то напоминает Москву, поэтому русским там хорошо. Еще родной город для каждого русского, по-моему,   Париж. Там красиво очень, красиво и романтично.

Не появилось ли у Вас желание что-то сделать в Большом театре?

Желание появилось. В 1997 году на Белых ночах мне предстоит в Мариинском театре спеть две постановки. Так сложилось с самого начала моей карьеры, что у меня очень хорошие отношения, творческие, дружеские завязались с Мариинским театром, особенно с Валерием Гергиевым, с его певцами, музыкантами. С Большим театром у меня пока таких отношений нет, но, я думаю, все впереди.

Каковы Ваши творческие планы?

Достаточно новая для меня партия - граф в "Свадьбе Фигоро", спел я ее на Зальцбургском фестивале. Через несколько недель пою "Фауста" в Чикаго. В Ковент Гардоне  будет постановка "Роберто де Веро" Доницетти. Будет также "Гамлет" Тома, но это еще не скоро. В Метрополитен пою Елецкого в "Пиковой даме" в постановке В.Гергиева

Интересно ли Вам работать над партией Елецкого, в общем-то это партия из одной арии.

Я бы не сказал, что партия из одной арии, да и ария настолько хороша и сложна, что интересно. Особенно в такой постановке. Там есть очень нетрадиционные моменты. Должен сказать, что  Гергиевское музыкальное решение оперы просто прекрасное. Он, несмотря на статику мезансцены, предлагает очень подвижное, динамическое исполнение.

А как Вы отдыхаете?

Этим летом, в августе, второй раз отдыхал в Греции.  На Крите.  Пляж там чудесный, вода замечательная. Я очень люблю плавать. Заплываю далеко и ныряю. В этом году судя по всему мне придется отдыхать работая, так как я планировал отпуск в марте, но в это время будет фестиваль Г.В. Свиридова в Питере.

А что Вы любите поесть? Ведь силы нужны...

Я сейчас не голоден. Спросили бы меня, когда голодный, я бы сказал  - все!

Многие композиторы видели тональности, у них был цветной звук. Некоторые музыканты чувствуют символику тональности. А ощущаете ли Вы тональность, настроение?

Да , тональности я  и слышу и чувствую, но я бы не хотел углубляться в пространные объяснения того, что  трудно сформулировать.

А есть тональности, которые Вам ближе, которые на душу ложатся, роднее что ли ?

Есть, би-мольная. Не диезная...

 

декабрь 1995


следующая страница
первая страница