Первый скрипач России Виктор Третьяков

16 октября 1996 года выдающемуся русскому скрипачу Виктору Третьякову исполнилось 50 лет. И впервые в его честь устраивается фестиваль - три концерта в Большом зале Московской консерватории. Он будет играть именно в том зале, где в 1966 году он завоевал первую премию и золотую медаль 3 Международного конкурса имени Чайковского.

Дарование Виктора Третьякова - мощное, убеждающее и проникновенное - сродни величественной сибирской природе. В Сибири он родился, провел детство на берегах Енисея в старинном Красноярске. Сибиряки - люди крепкие, сильные, немногословные. И, видимо, унаследовав традиции земляков, Виктор Третьяков не любит говорить о себе, интервью не дает. Пришлось в канун юбилея попросить рассказать о нем его друга, коллегу и постоянного партнера по выступлениям Юрия Башмета.

Давно Вы дружите с Виктором Викторовичем?

Много лет. Теперь мы понимаем друг друга  глазами. Но на это ушли годы. Третьяков - великий скрипач, и , я считаю, он еще не получил должного признания в мире. Хотя он очень артистичен, и нельзя сказать, что чего-то не хватает в его музыкальном облике и даровании.

В чем же дело?

Я скажу в чем. Мне это очень близко. Он выбрал самый сложный путь. Он не принадлежит к каким-то отдельным специальным направлениям в исполнительстве. Его нельзя назвать ультра интеллектуалом, как скажем Гидона Кремера, или, наоборот, популистом, как Владимира Спивакова. Хотя черты и того и другого направления есть в творчестве Третьякова. Он представляет свое, особое направление.

Говорят Виктор Викторович человек не коммуникабельный. Так ли это?

Многие считают, что он не подпускает к себе никого, потому что невероятно высокогомнения о себе. Ничего подобного. Третьяков абсолютно четко отдает себе отчет, в том кто есть кто и что есть что. Но кроме этого, он невероятно самокритичен. Редко услышишь от него критику по отношению к другому музыканту, но по отношению к себе он жесток и беспощаден.

Теперь Вы много играете вместе с Третьяковым, а раньше? Расскажите как Вы встретились?

Это случилось в очень сложный для меня момент. Я готовил свой второй сольный концерт в Большом зале консерватории. У меня не выстраивалась программа, в которую вписывалась бы Пассакалья Генделя для скрипки и альта и скрипача не было. Я обнаглел и попросил Виктора Викторовича принять участие в моем концерте. Он согласился. Факт этот незабываем для меня. Я ведь был совсем начинающим музыкантом, а он - уже прославленным Виктором Третьяковым. Главное же для меня - Третьяков признал альт солирующим инструментом. Не буду скрывать, другие скрипачи, к которым я обращался, проявили тогда амбициозность.

Ваши совместные выступления напоминают подлинный человеческий  диалог. Как Вы достигли этого?

В совместном музицировании важно не только "говорить" с партнером, на профессиональном музыкальном уровне, но и получать удовольствие от этого "диалога". Для меня важно играть на сцене и не стесняться собственных эмоций и собственных идей перед коллегой, с которым выступаешь. То есть быть раскованным, быть самим собой. Мне кажется, что с Виктором Викторовичем у нас сложились такие взаимоотношения на сцене, при которых он может делать все, что хочет, как бы полностью открывая душу. И я тоже. Для меня это главный критерий в совместной работе.

Как Вы думаете, есть ли профессиональные секреты у Виктора Третьякова?

Он все время "борется" со скрипкой. Много занимается. Он хочет владеть инструментом лучше, глубже и владеет скрипкой потрясающе. Другой секрет Виктора Третьякова кроется в его человеческой порядочности. Он не позволит себе слукавить и не выполнить любое, даже самое незначительное указание композитора: какой-нибудь штрих исполнения, какую-нибудь авторскую ремарку. Когда-то ему даже ставили это в упрек.

В чем неповторимость интерпретаций скрипача Виктора Третьякова?

В том, что Виктор Третьяков подлинный соавтор композитора. Он рождает эту музыку. И, хотя мы давно ее знаем, он как бы создает музыку заново. Присутствуя в зале, мы, слушатели, участвуем в этом творческом процессе вместе с Третьяковым, и, таким образом, соприкасаемся с вечными для искусства категориями. Мы не просто общаемся с миром Брамса, мы оказываемся в этом мире.

Среди каких композиторов черпает вдохновение скрипач Виктор Третьяков?

Маэстро Третьякову лучше удаются крупные по форме сочинения. Мне кажется, Брамс - один из композиторов, который как будто специально писал для Третьякова. Концерт Чайковского незабываем по своей искренности, теплоте, благородству. Концерты Прокофьева и Шостаковича потрясающи. Великолепен в интерпретации Третьякова концерт Сибелиуса. Думаю, что в концерте Бетховена, который прозвучит на юбилейном вечере, Третьяков откроет много нового.

А Вы будете играть вместе с ним?

Да, Концертную Симфонию Моцарта и двойной концерт Бруха. Красивая романтическая музыка.

ХХ век подарил много замечательных скрипачей. Это Хейфец, Исаак Стерн, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Иегуди Менухин... Какое место в этом ряду занимает Виктор Третьяков?

Если бы все великие скрипачи нашего столетия играли Концерт Брамса в один день, я выбрал бы и пошел слушать только Виктора Третьякова. Говорю это совершенно сознательно. Его искренность и порядочность исполнителя таковы, что я как слушатель, знаю - в этот момент я могу оказаться свидетелем действительно выдающегося исполнения. По всему комплексу того, что делает Виктор, меня он привлекает уже заранее больше, чем остальные.

октябрь 1996


следующая страница
первая страница